Роспись храмов в академическом стиле

Академический стиль сложился как направление в церковной живописи в конце XVIII века и долгое время преобладал над традиционным иконописным стилем Роспись храмов выполнялась в том числе и знаменитыми художниками.

Каждый из них вносил свои индивидуальные черты в роспись храмов в академическом стиле, который впитал в себя традиции светской живописи и влияние западного светского искусства. Церковные образы отличались яркостью, реалистичностью, праздничностью и стали более понятны и близки народу. Они совершенно не походили на схематичные изображения древнерусской иконописной живописи.

Отдельное направление в академическом стиле, это стиль модерн или более известен как васнецовский . Наиболее ярким его представителем и основоположником стал В. М. Васнецов, расписавший Владимирский собор в Киеве.

Роспись храмов в васнецовском стиле – это причудливое, но гармоничное сочетание фольклорных мотивов, стиля модерн, элементов древнерусской и византийской живописи. Именно изучение византийских подлинников вдохновило Прахова на создание нового памятника в традициях византийского и древнерусского искусства. Можно сказать, что в художественном облике храма отразилась его учёная и эстетическая эрудиция. По приглашению Прахова здесь трудились В.М.Васнецов и М.В.Нестеров, П.А.Сведомский и В.А.Котарбинский.

Академический стиль также называют живописным, и роспись храмов в живописном стиле – выразительная, «жизненная» и оказывающая сильное эмоциональное воздействие – особенно востребована и в наше время.

Афонское письмо, также можно отнести к одному из направлений академической школы. Он сформировался в XIX веке и характеризуется тончайшей техникой написания образов на золотом фоне, прозрачностью красок, тонкими нюансами светотеней, необыкновенной выразительностью образов. В нем сочетание утонченной византийской школы с итальянской живописью ХVI в.